Актриса Виктория Толстоганова |
[Биография] [Кино] [Театр] [Пресса] [Ссылки] [Общение] [Фотографии] [Архив новостей] |
Упоение в бою-2003 Почему фильм назван "Магнитные бури" - загадка: причины потрясений там никак не связаны с природой Нина Агишева Главный образ новой картины Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе "Магнитные бури" - множество сосредоточенных и куда-то решительно направляющихся мужчин. К ним присоединяются все новые и новые лица, и вот уже целая толпа, готовая смести все на своем пути, заполняет улицы провинциального городка... Потом они уже бегут так целеустремленно, словно где-то там, впереди, их навсегда оделят счастьем. Сначала в этом есть что-то сюрреалистическое, напоминающее о фильме "Парад планет" тех же авторов, потом выясняется прозаическая, даже публицистическая подоплека происходящего. Идет битва за некий завод, куда, как хорошо известно по телерепортажам, нагрянули новые хозяева с судебными приставами под охраной милиции, и теперь пролетариат прибегает к своему главному орудию - булыжникам и железным прутьям. Одни забаррикадировались в заводском помещении, другие яростно выламывают ворота и лезут внутрь по пожарной лестнице. На мосту начинается драка: озверевшие мужики лупят друг друга, сначала интересуясь для порядка: "Ты за кого - за Маркина или Савчука?" - а потом уже не разбирая лиц и просто вымещая на себе подобных скопившуюся за долгие годы, а может быть, за всю жизнь злость. В общем, снова русский бунт, бессмысленный и беспощадный, как говорил классик, адресуясь к эпохе Пугачева. Понимая, что негоже им экранизировать горячие телерепортажи, авторы фильма предпринимают целое исследование русского национального характера на очередном этапе его развития. Главный их герой Валерий, или Вал+к, как называют его приятели, - это и обычный рабочий паренек, недавно женившийся и постоянно голодный (завод-то стоит), и почти былинный герой, который в огне не горит и в воде не тонет. В пользу последнего обстоятельства говорит тот факт, что после страшной сцены избиения на мосту, показанной режиссером с голливудской обстоятельностью и жестокостью, опять же по-голливудски неизменно белозубый Валерий тут же начинает дома заниматься с женой любовью. В другой сцене его на полном ходу сбрасывают с поезда - и ничего: он, отряхнувшись, бежит к жене, которую выбросили вслед - сцена ее падения леденит кровь, - и опять следуют страстные поцелуи. Потом руки Валерия в заводском цеху зажимают в тиски, распиная его как Христа или прикованного Прометея, кому как больше нравится, - мы слышим хруст суставов и его отчаянный крик, но буквально через минуту, освобожденный, он вновь бросается в драку и бьет, бьет кого-то в лицо бесконечно долго и почти с наслаждением. Это "упоение в бою", за которое русский человек все отдаст и ничего не пожалеет, показано просто замечательно. Рвутся рубахи, ломаются кости, течет кровь, в ход идет арматура, уже давно не разобрать, где свои, а где чужие, но остановиться невозможно: Валерий признается жене, что сам не знает, зачем лезет в драку, но ничего не может с собой поделать. Абдрашитов создает собирательный образ вечной русской свары, которая происходит сегодня не только на заводах и фабриках, попадающих в руки новых владельцев, - но в Госдуме, правительстве, на телеканалах и в театрах, происходила бы, возможно, в мире, будь у нас побольше силенок, и в которой по определению не может быть победителей. "Мы у себя, эй, жги, здесь Русь да будет стерта! Еще не все сплылось, лей рельсы из людей!" - писал об этом поэт. Результат тех лет и даже веков, когда из людей лили рельсы и делали гвозди, и запечатлен в "Магнитных бурях". Пространство фильма составляют сцены, так сказать, батальные, показанные, может быть, чересчур подробно, и сцены лирические, в которых очень хороши Максим Аверин - Валерий и Виктория Толстоганова - Марина. Абдрашитов замечательно умеет работать с актерами, о чем хорошо знают поклонники его фильмов. И в этот раз он сумел из лощеной холодной блондинки, какой модная актриса Толстоганова предстает в картинах молодых режиссеров, сделать простую деревенскую женщину с ясными глазами и чистым сердцем. Эта провинциальная мадонна ходит в ватных штанах (когда ворует с мужем картошку) и немыслимых по московским меркам кофточках, с расцарапанной щекой (все-таки летела с поезда под откос) и слипшимися волосами. Как Ярославна, она преданно ждет своего воина с поля брани и готова принять его любым. Но как вполне современная женщина, она после очередного побоища уезжает из своего городка в Москву, навсегда бросая и любимого мужа, и всю эту невозможную по человеческим меркам жизнь. Авторы ее не поддерживают: в сцене прощания русая красавица Марина предстает вульгарной накрашенной брюнеткой, а ее сестра, приехавшая из столицы в Тмутаракань помочь родственникам, и вовсе оказывается проституткой. Под вымышленным именем она небескорыстно обслуживает одного из участников заводской битвы - такой вот прихотливый сюжетный ход, призванный, очевидно, заклеймить все столичное, откуда в провинцию приходит одна зараза, и сообщить недогадливым, что в Москве Марину наверняка ждет та же участь. Некоторая беззащитная наивность киноповествования налицо - кого-то она тронет, у кого-то вызовет улыбку. Увы - наивными выглядят и те, кто в атмосфере безудержного дележа собственности пытается оценить происходящее с точки зрения морали. В фильме есть красноречивая сцена: в местном немудреном кафе укрылись за столиком те самые Маркин и Савчук, якобы непримиримые враги, из-за которых рабочие ведут войну. Конечно, они прекрасно между собой договорились и продали завод к обоюдной выгоде. И вот уже гремит оркестр, и те, кто вчера шел стенка на стенку, пьют пиво и жмут друг другу руки. Протестует один Степан - актер Сергей Покровский, который искренне не понимает, как такое возможно после всего, что было. Этот образ уж точно не вневременной, а сегодняшний, и для его бунта есть вполне конкретные причины. Но авторы не дают ему ни малейшего шанса: Степана заталкивают в милицейскую машину, а когда он бежит из отделения, и вовсе поливают автоматной очередью. В финале Валерий в толпе таких же, как он, уныло идет работать на все тот же завод. Его до смерти избили, от него уехала жена, он, наконец, едва не погиб от взрывов (в окрестностях идут военные учения), но он не в силах ничего изменить. Актер Максим Аверин, временами чем-то неуловимо похожий на молодого Шукшина, точно играет это неповторимое национальное сочетание ослепляющей безудержной ярости и столь же безграничного терпения, привычки к унижениям, которая уж точно дана нам откуда-то свыше. На свете много прекрасного, кроме счастья, как говорил еще один русский классик и с чем вряд ли согласились бы жители других мест. В роли прекрасного на этот раз выступает сменившая Марину толстая и некрасивая работница охраны Татьяна - Рушана Зиафитдинова. С ней Валерий и продолжит жизнь в поселке - до нового бунта, который, если ничего не изменится, не за горами. Почему Абдрашитов и Миндадзе назвали свою картину "Магнитные бури" - загадка: причины потрясений там никак не связаны с природой. Но правда и то, что они сумели снять фильм, поднимающийся над повседневным, сиюминутным - при всем обилии узнаваемых деталей - и затрагивающий иные, высшие сферы, так же мало подвластные человеку, как и магнитные бури. Сегодня в кино это мало кому удается.
|