Актриса  Виктория  Толстоганова

[Биография]   [Кино]   [Театр]  [Пресса]  [Ссылки]  [Общение]  [Фотографии]  [Архив новостей]
Что японцу хорошо, русскому – смерть
 
 
 
 
"Дневник камикадзе" написал пожилой сценарист Володарский – это понятно. Он
и пресловутое письмо Герману написал. Когда "пора о душе подумать", то есть
прошли времена, когда думать о ней было не пора, очень хочется оправдать
все, что было когда-то сделано совершенно бездушно. Хотя бы в своих глазах
хочется быть хорошим. Но что за экранизацию такого кривого зеркала взялся
молодой режиссер Месхиев, недавно почти порадовавший "Механической сюитой"?
Увидел в нем свое будущее? Откуда в нем такая уверенность, что любая и еще
не наступившая старость – всегда королевство кривых зеркал? С другой
стороны, откуда такая неуверенность в уже взятых на себя прямых
обязанностях режиссера? 
Ведь смотреть это можно, ребята, только большим фанатам начинающей
киноартистки Виктории Толстогановой. Ее там голую показывают. Хотя и в этом
случае на "Дневник камикадзе" нужны крепкие нервы. В объятиях Толстогановой
показывают столь же голого давно начавшего киноартиста Сергея Шакурова. И
когда он, как бы осуществляя соитие, еще и "мыслит вслух" за кадром на
предмет "зачем я ей сдался, такой старый и небогатый, и не половой гигант",
очень трудно не опустить голову и не заткнуть уши от стыда. Потому что на
самом деле – никакого соития и никаких "мыслей вслух", и вообще чувство,
будто двух артистов, между собой незнакомых, по отдельности вмонтировали в
постель типа сексодром. 
Такое же впечатление дикой фальши – от каждого кадра, без разницы. Стреляет
Гармаш на стрельбище – ребята, это не стрельбище. Приходит Чиндяйкин в
квартиру Колякановой – ребята, это не квартира. Переносится действие в 60-е
годы или появляется в нем душераздирающий Кузнецов, впечатление только
одно: нечего раздирать, нет такого пространства-времени. Ноль. Фальшь в
самом импульсе, породившем кино. Ведь для сокрытия кривизны зеркала, для
самой простой возможности полюбоваться собой сквозь розовые очки "Дневнику
камикадзе" понадобились далеко не одни очки. Пусть бы они были сильные –
индийское кино, мексиканские сериалы – но одни и конкретные. Был бы жанр,
кто-то бы успокоился. Увы, тут вам и детектив, и сатира, и мелодрама, и
чистая лирика – штуки три-четыре оправы. 
 
 
В целом все говорят, что это "Володарский под Достоевского", только где же
там Федор Михайлович? Он в первую очередь был цельная натура, а тут в ход
пошло все, что под ногами валялось. Друг Марк (Николай Чиндяйкин) выясняет,
что случилось с другом Вадимом (Сергей Шакуров) – примерно как Белкин про
Сильвио выяснил в пушкинском "Выстреле", и это детектив. Друг Вадим перед
смертью завел ценный дневник – как Печорин в лермонтовской "Княжне Мери", и
это чистая лирика, вклинивающаяся в детектив "внутренним монологом"
покойного Шакурова. Плюс к тому он завел его, вместо того чтоб исправить
ошибки юности – как толстовский Нехлюдов из "Воскресения" не исправил их,
переписывая из Библии христианские заповеди – и это мелодрама. Мелодрама
разбавляет детектив, уже сдобренный "внутренним монологом", еще и
ретроспекциями с участием совершенно других артистов, играющих "юных"
Шакурова и Чиндяйкина. Но это еще не все. 
Все очки битые: каждый из персонажей в каждом из как бы слоев тоже не лыком
шит, и уже через пять минут становится неважно детективное "кто убил".
Становится, например, важно, что Шакуров женщин любил по-простому,
пропорционально возрасту этих женщин. Самая первая, между тем, залетела и
покончила с собой, нынешняя жена (Наталья Коляканова) стареет и пьет,
давняя любовница (Евгения Добровольская) – еще и галерейщица со светской
жизнью, а самая недавняя (Виктория Толстоганова) в поисках мужа-защитника
честно ложится под каждого из беспомощных мужиков. Вон сколько загубленных
жизней, и ничем они не уступают одной-единственной смерти. Но дальше и это
неважно, поскольку вступает лирика. Писатель Шакуров – он был социально
встроенный, поэтому нужен как бы социально невстроенный родственник (Юрий
Кузнецов) и, наоборот, знакомый новый русский (Сергей Гармаш). Когда
появляется мировоззрение, чьи-то загубленные жизни рядом с судьбами мира
меркнут.
 
 
Но тут уже просто волосы дыбом от битого стекла в морду. Речь давно идет не
о трех парах треснутых очков на чьем-то носу, а о том, как отбиться от
осколочного мельтешения. Носу-то хорошо: он себе хлюпает и хлюпает от
жалости к себе же, а всем остальным приходится либо записаться в такие же
Володарские (Месхиевы), либо начать задавать вопросы. Например, если старый
мальчик Шакуров действительно был виноват во всех смертных грехах, какая
разница, как он умер? Как говорится, собаке – собачья смерть. Дальше, какой
на хрен друг Чиндяйкин, если нацелился на шакуровскую бабу? Конечным
пунктом его расследований оказалась все та же постель Толстогановой. Это и
есть "судьбы мира"? Наконец, братец-то Кузнецов перед кем изгаляется? На
Гармаше с Чиндяйкиным ни сутаны, ни звезды шерифа, как и Шакуров в руках
Апокалипсис не держал. Он ведь как чукча был в кадре – писатель, не
читатель...
 
Число конкретных вопросов в разных жанрах растет в дурную бесконечность,
пока каждый не-Володарский (не-Месхиев) не отключится в итоге, не
встряхнется и не поставит перед фильмом свой собственный единственный
вопрос. Выяснение отношений – всегда оправдание выясняющего, но если весь
импульс "Дневника камикадзе" – в оправдании чего-то плохого не за счет
чего-то хорошего, а за счет торжества именно плохого как вечного и
неизменного, то зачем оно? Зачем каждому-то умирать прежде смерти?
 
К.Тарханова  

 

 

 

Используются технологии uCoz