Актриса Виктория Толстоганова |
[Биография] [Кино] [Театр] [Пресса] [Ссылки] [Общение] [Фотографии] [Архив новостей] |
№7(33) СЕНТЯБРЬ 2003 Виктория ТОЛСТОГАНОВА: Я ГОРДИЛАСЬ СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЧЛЕНА ЖЮРИ
Среди кинематографической молодежи, которая появлялась на разных площадках Выборгского фестиваля, заметно выделялась актерская супружеская пара - Виктория Толстоганова и Андрей Кузичев. (Андрей Кузичев - актер Центра драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, снявшийся в сериалах "Семейные тайны", "Следствие ведут знатоки", в фильме "Лунные поляны", лауреат премии "Чайка" за 2001 год в номинации "Прорыв".) Виктория занималась на фестивале большой и трудной работой - она была членом жюри игрового кино, а также вместе с режиссером Вадимом Абдрашитовым представляла картину "Магнитные бури", где сыграла нежную, чистую, любящую женщину. Было у меня такое ощущение, что эта пара ничего не замечает вокруг, что они поглощены друг другом. Как сказал бы Курт Воннегут, их отношения напоминали Das Reich der Zwei - Государство Двоих. Сейчас сложилось мнение, что семья - атавистический, изживший себя институт, но союз Вики и Андрея это дурацкое мнение начисто перечеркивал. Они словно утверждали, что семья - это самое главное. А разговоры о безумной свободе ведут только в никуда. - Виктория, как вы ощущали себя в роли члена жюри? - Я чувствовала большую ответственность. Так как это случилось в первый раз в моей жизни, я гордилась своим положением. - Ваше мнение всегда совпадало с мнением коллег, мэтров российского кинематографа? - Всегда, за некоторым исключением. Все, что понравилось, все и отмечено. Все решения жюри были очевидными. Молодые режиссеры - большие молодцы, что они смело снимают кино, что они смело решаются на неординарные шаги, пусть порой и ошибаются пока. Поддерживая дебютантов, мы поддерживаем будущее. Когда им присуждаются награды, им дается уверенность в себе, но никак не точная оценка их творчества. Дебютанты должны смотреть больше хорошего кино. И расти. Позволю себе наглость сказать о своем поколении, что сейчас очень много талантливых молодых режиссеров, а об актерах уже и не говорю. В руках этих молодых людей очень многое, их смелость порой перехлестывает через край, но это и замечательно. А потом уже нарабатывается мастерство и развивается талант. Я молодых люблю очень. Я за них двумя руками. - Ваше общее впечатление о Выборгском фестивале? - Я очень люблю этот фестиваль, я его обожаю, я чувствую себя, с одной стороны, как дома, с другой стороны - очень "стройно". Я рада, что приехала сюда уже во второй раз, и хочу приезжать каждый год. Для меня - это красивейшее, прекраснейшее, талантливейшее место, эти стены, около которых мы сейчас стоим, заряжают какой-то энергией, радостью, праздником. Окрыленная таким началом, я задала еще один вопрос (увы, не блещущий оригинальностью): когда же девочка Вика Толстоганова впервые осознала, что хочет быть актрисой? - О, это на удивление скучная история. Что вспоминать? Собственно, никакой истории нет и в помине. Просто еще в школьные годы я вдруг озадачила родителей и бабушку заявлением: "Хочу поступить в детскую театральную студию". - Какая разумная девочка: не абстрактное пожелание "хочу стать актрисой", а именно в студию. - Не знаю уж, насколько разумная, но, по крайней мере, я знала, чего хочу и что для этого нужно. Правда, папа всегда спокойно относился к этому моему увлечению (да и до последнего времени, как мне кажется, не считал актерскую профессию серьезным занятием), а вот мама и бабушка приняли эту идею на ура и отвели меня в Театр юного москвича при Дворце пионеров. Так меня приняли в ряды тюмовцев, и без всякого преувеличения могу сказать: благодаря этому детство у меня было прекрасное. ТЮМ - театр в миниатюре, где все делалось не понарошку, а всерьез. Там действовали все необходимые цеха, имелась звуковая и светоаппаратура хорошего качества, для каждого спектакля специально создавались декорации и шились костюмы с учетом особенностей маленьких артистов. Мы ездили на гастроли. В общем, нас с первых шагов приучали к профессионализму. Так что, когда пришла пора поступать в вуз, для меня не было других вариантов кроме того, чтобы стать актрисой, да я ничего больше и не умела. В актерской среде есть талантливые люди без специального образования, пришедшие в искусство по воле счастливого случая. А у меня все было постепенно - шаг за шагом. - Но неужели до театральной студии вы никак не проявляли своей артистической натуры? - Не больше и не меньше, чем любой ребенок. Правда, если вы спросите об этом мою бабушку, в ответ услышите горячие заверения в обратном. А в качестве доказательства она начнет вам рассказывать о наших совместных инсценировках детских сказок, о танцах с платочками. Но инициатором и постановщиком всех этих шоу всегда выступала сама бабушка. Так что я уверена: не это повлияло на мое актерское будущее. - В вашей семье до вас не было актеров? - В семье - нет, но в роду были. Еще одно семейное предание в устах моей бабушки превращается в весомый аргумент в пользу того, что тяга к искусству была у меня в крови. Это история моего прадеда. И имеются даже зримые иллюстрации к ней. У нас сохранились стильные фотографии моего прадедушки в костюмах к разным спектаклям. Выглядит он на них очень артистично и импозантно. Так что с генами у меня все в порядке, или не все в порядке - это уж для кого как. - Зная о вашем "боевом" детстве, рискну предположить, что у такой опытной, хотя и юной, артистки проблем с поступлением в творческий вуз не возникло? - Как раз наоборот. Я целых два года не могла поступить - мне очень хотелось выдержать экзамены во МХАТ, но все как-то не складывалось. - И чем же вы заполнили эти два года? - Во всяком случае, это не было бесцельным ожиданием. Я не очень четко помню свои эмоции по поводу непоступления. Конечно же, я расстраивалась, но это не было глобальной трагедией. Психологическая установка была такая: не поступила в этом году, значит, поступлю в следующем. И я пошла учиться на курсы при МХАТе. Не получилось на второй год, сказала себе снова: значит, поступлю в будущем. И отправилась на занятия в лицей для таких же, как я, шедших, шедших и не дошедших до желанного финиша абитуриентов. Когда с третьей попытки я поступила, то словно выдохнула, марафон закончился... и начался другой. Так я оказалась в ГИТИСе, на курсе Леонида Ефимовича Хейфица, за что очень благодарна судьбе. У нас был замечательный курс. В шесть утра нетвердой поступью я выходила из здания института, а уже к одиннадцати утра, наскоро перекусив и поспав дома часа два, шла обратно - в ГИТИС. В общем, все было очень увлекательно, но, честно говоря, о студенчестве мне как-то лень вспоминать. Закончилось - и слава Богу. - Вы говорите, что вам лень вспоминать о прошлом. Почему, если это приятные воспоминания? - Наверное, именно потому, что это уже прошло. Человек, наоборот, должен думать о будущем. Это, на мой взгляд, главный признак его взросления. Раньше я за собой такого не замечала, но с некоторых пор стала ощущать протяженность своей жизни. Мне неинтересно обращаться к прошлому, я предпочитаю заглядывать в будущее, потому что чувствую ответственность за последствия тех поступков, которые совершаю сегодня. Видимо, повзрослела наконец. Тем не менее вспомнила один факт моего прошлого: на третий год меня приняли не только в ГИТИС, но и одновременно во ВГИК. Однако я, как вы уже поняли из моего рассказа, выбрала театральное образование. - Вы и сейчас в случае жесткой альтернативы делаете выбор в пользу театральной работы? - К счастью, жизнь не ставит меня в такие жесткие рамки выбора и мне не приходится лишать себя чего бы то ни было. Я стараюсь совмещать работу на сцене и на съемочной площадке. Во всяком случае, без театра жить как-то не пробовала, надеюсь, что и не придется этого делать. Мои коллеги, жизненному опыту которых я очень доверяю, утверждают, что работа в театре дает необходимый актеру заряд, эмоционально его наполняет. - А кино опустошает, что ли? - Смотря какое кино. Я тоже придерживаюсь мнения, что перед камерой ты используешь тот свой профессиональный багаж, что приобрел за годы работы на сцене. Роман с кино у меня завязался относительно недавно - я снимаюсь только последние два года, а мой театральный роман начался гораздо раньше и длится до сих пор. В Театр имени К.С.Станиславского, в котором я и по сей день служу и в постановках которого появляюсь в самых разных образах, я попала уже с IV курса: Владимир Мирзоев доверил мне небольшую, но очень дорогую для меня роль в спектакле "Хлестаков". Я до сих пор с удовольствием ее играю, правда, гораздо реже - из-за съемок (это, кстати, к вопросу о вынужденном выборе). Кроме того, меня можно увидеть на сцене Центра драматургии под руководством Казанцева, я участвую в спектакле "Пластилин" режиссера Кирилла Серебренникова. Несмотря на летний месяц, за окном кафе стоял пасмурный день. Виктория колдовала над чашкой с кипяченой водой, опуская в нее шипучие таблетки "от головы". Хотя по внешнему виду актрисы никак нельзя было сказать, что ей нездоровится, ибо, как было сказано ранее, выглядела она словно ее героиня из "Башмачника" - "comme il faut". Беседовали Лилит ГУЛАКЯН, Алиса СТРУКОВА
|