Актриса  Виктория  Толстоганова

[Биография]   [Кино]   [Театр]  [Пресса]  [Ссылки]  [Общение]  [Фотографии]  [Архив новостей]

№7(33) СЕНТЯБРЬ 2003

Виктория ТОЛСТОГАНОВА: Я ГОРДИЛАСЬ СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЧЛЕНА ЖЮРИ

 

Среди кинематографической молодежи, которая появлялась на разных площадках

Выборгского фестиваля, заметно выделялась актерская супружеская пара -

Виктория Толстоганова и Андрей Кузичев. (Андрей Кузичев - актер Центра

драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, снявшийся в сериалах

"Семейные тайны", "Следствие ведут знатоки", в фильме "Лунные поляны",

лауреат премии "Чайка" за 2001 год в номинации "Прорыв".)

Виктория занималась на фестивале большой и трудной работой - она была

членом жюри игрового кино, а также вместе с режиссером Вадимом Абдрашитовым

представляла картину "Магнитные бури", где сыграла нежную, чистую, любящую

женщину. Было у меня такое ощущение, что эта пара ничего не замечает

вокруг, что они поглощены друг другом. Как сказал бы Курт Воннегут, их

отношения напоминали Das Reich der Zwei - Государство Двоих. Сейчас

сложилось мнение, что семья - атавистический, изживший себя институт, но

союз Вики и Андрея это дурацкое мнение начисто перечеркивал. Они словно

утверждали, что семья - это самое главное. А разговоры о безумной свободе

ведут только в никуда.

- Виктория, как вы ощущали себя в роли члена жюри?

- Я чувствовала большую ответственность. Так как это случилось в первый раз

в моей жизни, я гордилась своим положением.

- Ваше мнение всегда совпадало с мнением коллег, мэтров российского

кинематографа?

- Всегда, за некоторым исключением. Все, что понравилось, все и отмечено.

Все решения жюри были очевидными. Молодые режиссеры - большие молодцы, что

они смело снимают кино, что они смело решаются на неординарные шаги, пусть

порой и ошибаются пока. Поддерживая дебютантов, мы поддерживаем будущее.

Когда им присуждаются награды, им дается уверенность в себе, но никак не

точная оценка их творчества. Дебютанты должны смотреть больше хорошего

кино. И расти. Позволю себе наглость сказать о своем поколении, что сейчас

очень много талантливых молодых режиссеров, а об актерах уже и не говорю. В

руках этих молодых людей очень многое, их смелость порой перехлестывает

через край, но это и замечательно. А потом уже нарабатывается мастерство и

развивается талант. Я молодых люблю очень. Я за них двумя руками.

- Ваше общее впечатление о Выборгском фестивале?

- Я очень люблю этот фестиваль, я его обожаю, я чувствую себя, с одной

стороны, как дома, с другой стороны - очень "стройно". Я рада, что приехала

сюда уже во второй раз, и хочу приезжать каждый год. Для меня - это

красивейшее, прекраснейшее, талантливейшее место, эти стены, около которых

мы сейчас стоим, заряжают какой-то энергией, радостью, праздником.

Окрыленная таким началом, я задала еще один вопрос (увы, не блещущий

оригинальностью): когда же девочка Вика Толстоганова впервые осознала, что

хочет быть актрисой?

- О, это на удивление скучная история. Что вспоминать? Собственно, никакой

истории нет и в помине. Просто еще в школьные годы я вдруг озадачила

родителей и бабушку заявлением: "Хочу поступить в детскую театральную

студию".

- Какая разумная девочка: не абстрактное пожелание "хочу стать актрисой", а

именно в студию.

- Не знаю уж, насколько разумная, но, по крайней мере, я знала, чего хочу и

что для этого нужно. Правда, папа всегда спокойно относился к этому моему

увлечению (да и до последнего времени, как мне кажется, не считал актерскую

профессию серьезным занятием), а вот мама и бабушка приняли эту идею на ура

и отвели меня в Театр юного москвича при Дворце пионеров. Так меня приняли

в ряды тюмовцев, и без всякого преувеличения могу сказать: благодаря этому

детство у меня было прекрасное. ТЮМ - театр в миниатюре, где все делалось

не понарошку, а всерьез. Там действовали все необходимые цеха, имелась

звуковая и светоаппаратура хорошего качества, для каждого спектакля

специально создавались декорации и шились костюмы с учетом особенностей

маленьких артистов. Мы ездили на гастроли. В общем, нас с первых шагов

приучали к профессионализму. Так что, когда пришла пора поступать в вуз,

для меня не было других вариантов кроме того, чтобы стать актрисой, да я

ничего больше и не умела. В актерской среде есть талантливые люди без

специального образования, пришедшие в искусство по воле счастливого случая.

А у меня все было постепенно - шаг за шагом.

- Но неужели до театральной студии вы никак не проявляли своей

артистической натуры?

- Не больше и не меньше, чем любой ребенок. Правда, если вы спросите об

этом мою бабушку, в ответ услышите горячие заверения в обратном. А в

качестве доказательства она начнет вам рассказывать о наших совместных

инсценировках детских сказок, о танцах с платочками. Но инициатором и

постановщиком всех этих шоу всегда выступала сама бабушка. Так что я

уверена: не это повлияло на мое актерское будущее.

- В вашей семье до вас не было актеров?

- В семье - нет, но в роду были. Еще одно семейное предание в устах моей

бабушки превращается в весомый аргумент в пользу того, что тяга к искусству

была у меня в крови. Это история моего прадеда. И имеются даже зримые

иллюстрации к ней. У нас сохранились стильные фотографии моего прадедушки в

костюмах к разным спектаклям. Выглядит он на них очень артистично и

импозантно. Так что с генами у меня все в порядке, или не все в порядке -

это уж для кого как.

- Зная о вашем "боевом" детстве, рискну предположить, что у такой опытной,

хотя и юной, артистки проблем с поступлением в творческий вуз не возникло?

- Как раз наоборот. Я целых два года не могла поступить - мне очень

хотелось выдержать экзамены во МХАТ, но все как-то не складывалось.

- И чем же вы заполнили эти два года?

- Во всяком случае, это не было бесцельным ожиданием. Я не очень четко

помню свои эмоции по поводу непоступления. Конечно же, я расстраивалась, но

это не было глобальной трагедией. Психологическая установка была такая: не

поступила в этом году, значит, поступлю в следующем. И я пошла учиться на

курсы при МХАТе. Не получилось на второй год, сказала себе снова: значит,

поступлю в будущем. И отправилась на занятия в лицей для таких же, как я,

шедших, шедших и не дошедших до желанного финиша абитуриентов. Когда с

третьей попытки я поступила, то словно выдохнула, марафон закончился... и

начался другой. Так я оказалась в ГИТИСе, на курсе Леонида Ефимовича

Хейфица, за что очень благодарна судьбе. У нас был замечательный курс. В

шесть утра нетвердой поступью я выходила из здания института, а уже к

одиннадцати утра, наскоро перекусив и поспав дома часа два, шла обратно - в

ГИТИС. В общем, все было очень увлекательно, но, честно говоря, о

студенчестве мне как-то лень вспоминать. Закончилось - и слава Богу.

- Вы говорите, что вам лень вспоминать о прошлом. Почему, если это приятные

воспоминания?

- Наверное, именно потому, что это уже прошло. Человек, наоборот, должен

думать о будущем. Это, на мой взгляд, главный признак его взросления.

Раньше я за собой такого не замечала, но с некоторых пор стала ощущать

протяженность своей жизни. Мне неинтересно обращаться к прошлому, я

предпочитаю заглядывать в будущее, потому что чувствую ответственность за

последствия тех поступков, которые совершаю сегодня. Видимо, повзрослела

наконец. Тем не менее вспомнила один факт моего прошлого: на третий год

меня приняли не только в ГИТИС, но и одновременно во ВГИК. Однако я, как вы

уже поняли из моего рассказа, выбрала театральное образование.

- Вы и сейчас в случае жесткой альтернативы делаете выбор в пользу

театральной работы?

- К счастью, жизнь не ставит меня в такие жесткие рамки выбора и мне не

приходится лишать себя чего бы то ни было. Я стараюсь совмещать работу на

сцене и на съемочной площадке. Во всяком случае, без театра жить как-то не

пробовала, надеюсь, что и не придется этого делать. Мои коллеги, жизненному

опыту которых я очень доверяю, утверждают, что работа в театре дает

необходимый актеру заряд, эмоционально его наполняет.

- А кино опустошает, что ли?

- Смотря какое кино. Я тоже придерживаюсь мнения, что перед камерой ты

используешь тот свой профессиональный багаж, что приобрел за годы работы на

сцене. Роман с кино у меня завязался относительно недавно - я снимаюсь

только последние два года, а мой театральный роман начался гораздо раньше и

длится до сих пор. В Театр имени К.С.Станиславского, в котором я и по сей

день служу и в постановках которого появляюсь в самых разных образах, я

попала уже с IV курса: Владимир Мирзоев доверил мне небольшую, но очень

дорогую для меня роль в спектакле "Хлестаков". Я до сих пор с удовольствием

ее играю, правда, гораздо реже - из-за съемок (это, кстати, к вопросу о

вынужденном выборе). Кроме того, меня можно увидеть на сцене Центра

драматургии под руководством Казанцева, я участвую в спектакле "Пластилин"

режиссера Кирилла Серебренникова.

Несмотря на летний месяц, за окном кафе стоял пасмурный день. Виктория

колдовала над чашкой с кипяченой водой, опуская в нее шипучие таблетки "от

головы". Хотя по внешнему виду актрисы никак нельзя было сказать, что ей

нездоровится, ибо, как было сказано ранее, выглядела она словно ее героиня

из "Башмачника" - "comme il faut".

 Беседовали Лилит ГУЛАКЯН,

Алиса СТРУКОВА

 

 

 

Используются технологии uCoz